Основы лечебной физической культуры и массажа
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
3 курс, 6 семестр
Часть 1. ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССАЖА
Раздел 1. ОСНОВЫ МАССАЖА.
Тема 1.1 Виды массажа.
Определение понятия массаж. Краткая история происхождения термина массаж. Понятие о классификации массажа. Общий и частный массаж. Гигиенический массаж. Косметический массаж: гигиенический и лечебный. Спортивный массаж: гигиенический, тренировочный, предварительный, восстановительный, лечебный. Лечебный массаж: классический, сегментарно-рефлекторный (сегментарный, точечный, соединительно-тканный, периостальный и др.). Ручной, ножной, аппаратный (подводный, пневмо-, баро-, механический, вибрационный), комбинированный массаж. Самомассаж. Понятие о системах массажа (шведская, финская, русская, восточная).
Самостоятельная работа обучающихся: повторить конспект лекции . Составить схему: Виды массажа.
Приготовить сообщение на тему: «Особенности русской системы массажа». Или: «Достоинства восточной системы массажа»
Тема 1.2 Действие массажа на кожу и сосудистую систему.
Действие массажа на кожу (на эпидермис, выработку меланина, эластические и коллагеновые волокна, выделительные процессы, рецепторы кожи, образование биологически активных веществ и др.)
Особенности строения кровеносной и лимфатической системы. Микроциркуляция. Влияние массажа на крово- и лимфообращение: на количество циркулирующих капилляров, на артериальное давление, сердечную деятельность, венозный отток, тонус лимфатических сосудов, кроветворение и др.
Самостоятельная работа обучающихся: повторить конспект лекции .
Подготовить сообщение «Особенности строения кожи. 6 функций кожи (защитная, терморегуляционная, дыхательная, обменная, выделительная, сенсорная)».
Тема 1.3 Действие массажа на опорно-двигательный аппарат и систему дыхания.
Действие массажа на опорно-двигательный аппарат. Особенности строения опорно-двигательного аппарата. Влияние массажа на мышцы (электрическую активность, амплитуду и частоту мышечных сокращений, тонус и эластичность, окислительно-восстановительные процессы). Влияние массажа на суставно-связочный аппарат ( эластичность связок и сухожилий, подвижность суставов, секрецию синовиальной жидкости, образование костной мозоли и др.).
Действие массажа на систему дыхания. Физиологические связи легочной ткани с нервной системой и внутренними органами. Влияние массажа на межреберные мышцы, дыхательную функцию, процессы газообмена и др.
Тема 1.4 Действие массажа на нервную систему, обмен веществ и внутренние органы.
Действие массажа на нервную систему. Особенности строения и функционирования нервной системы. Разновидности влияния массажа на нервную систему. Адекватная реакция организма на массаж.
Действие массажа на обмен веществ и внутренние органы. Изменения минерального, белкового и жирового обменов, газообмена, окислительно - терморегуляционных процессов, перераспределение уровня гормонов в крови, изменение мочеотделения, работы органов брюшной полости и др.
Тема 1.5 Показания и противопоказания к применению массажа.
Показания к назначению массажа при заболеваниях разных систем органов. Основные противопоказания: временные и постоянные.
Тема 1.6 Контроль за переносимостью процедур массажа. Гигиенические основы массажа
Контроль за переносимостью процедур массажа: самочувствие, пульсометрия, измерение АД, визуальны признаки утомления, контроль за эффективностью массажа.
Гигиенические основы массажа: гигиенические требования к оборудованию, массажисту и массируемому. Смазывающие средства в массаже. Рабочие области кисти.
Самостоятельная работа обучающихся: повторить конспект лекции . Подготовить сообщение на тему: «Контроль за переносимостью процедур массажа»
Тема 1.7 Приемы массажа.
Технические приемы массажа. Классификация технических приемов массажа: поглаживание, выжимание, растирание, разминание, ударные (прерывистая вибрация) и вибрационные (непрерывистая вибрация) приемы, движения.
Тема 1.8 Характеристика приема «Поглаживание».
Понятие о приеме. Физиологическое действие приема на организм. Разновидности приема: плоскостное, обхватывающее, попеременное, концентрическое, щипцеобразное, граблеобразное, гребнеобразное, крестооб-разное, глажение и др.
Ошибки, встречающиеся при выполнении приемов. Особенности поглаживания отдельных участков тела.
Самостоятельная работа обучающихся: повторить конспект лекции . Отработать приемы массажа.
Тема 1.9 Характеристика приема «Выжимание».
Понятие о приеме. Физиологическое действие приема на организм. Разновидности приема: поперечное, ребром ладони, одной рукой, обхватывающее, основанием ладони, подушечкой большого пальца и др.
Основные ошибки при выполнении приемов. Особенности выжимания на отдельных участках тела.
Самостоятельная работа обучающихся: повторить конспект лекции . Отработать приемы массажа.
Практическая работа 1: Техника выполнения приемов поглаживание и выжимание. Разновидности приемов
Тема 1.10 Характеристика приема «Растирание».
Понятие о приеме. Физиологическое действие приема на организм. Разновидности приема: подушечками пальцев, фалангами пальцев, осно-ванием ладони, ребром ладони, пиление, пересекание, щипцеобразное, строгание и др. Основные ошибки при выполнении приемов. Особенности растирания отдельных участков тела.
Самостоятельная работа обучающихся: повторить конспект лекции . Отработать приемы массажа.
Практическая работа 2: Техника выполнения приема растирание. Разновидности приема.
Тема 1.11 Характеристика приема «Разминание».
Понятие о приеме. Физиологическое действие приема на организм. Разновидности приема: ординарное, двойной гриф, двойное кольцевое, щипцеобразное, продольное, сдвигание, накатывание и др.
Основные ошибки при выполнении приемов. Особенности разминания отдельных участков тела.
Самостоятельная работа обучающихся: повторить конспект лекции . Отработать приемы массажа.
Практическая работа 3: Техника применения приема разминание. Разновидности приема.
Тема 1.12 Характеристика ударных приемов.
Понятие о приеме. Физиологическое действие приема на организм. Разновидности приема: похлопывание, поколачивание, рубление.
Основные ошибки при выполнении приемов. Особенности выполнения ударных приемов на разных участках тела.
Самостоятельная работа обучающихся: повторить конспект лекции . Отработать приемы массажа.
Тема 1.13 Характеристика вибрационных приемов.
Понятие о приеме. Физиологическое действие приема на организм. Разновидности приема: потряхивание, встряхивание, валяние, вибрация, сотрясение и др. Основные ошибки при выполнении приемов. Особенности выполнения вибрационных приемов на отдельных участках тела.
Самостоятельная работа обучающихся: повторить конспект лекции . Отработать приемы массажа.
Практическая работа 4: Техника применения ударных и вибрационных приемов.
Тема 1.14 Характеристика приема «Движение»
Понятие о приеме. Физиологическое действие приема на организм. Разновидности приема: активные, пассивные, с сопротивлением.
Основные ошибки и особенности выполнения приемов на отдельных участках тела.
Самостоятельная работа обучающихся: повторить конспект лекции . Отработать приемы массажа.
Практическая работа 5: Техника применения приема «движение». Разновидности приема.
Тема 1.15 Общий и частный массаж.
Понятие об общем и частном массаже. Схема проведения сеанса общего массажа.
Частный массаж. Правила проведения частного массажа. Особенности применения приемов массажа в сеансах общего и частного массажа.
Практическая работа 6: Массаж спины и живота
Практическая работа 7: Массаж области таза и нижних конечностей
Практическая работа 8: Массаж верхних конечностей
Практическая работа 9: Массаж головы и шеи
Тема 1.16 Спортивный массаж.
Понятие о спортивном массаже. Подготовительный (разминочный), восстановительный, тренировочный.
Тема 1.17 Самомассаж.
Особенности процедуры самомассажа. Назначение самомассажа. Исходные положения. Приемы и техника выполнения.
Самостоятельная работа обучающихся: повторить конспект лекции . Отработать приемы самомассажа.
Раздел 2. ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема 2.1 Введение.
Науки о здоровье. Здоровье как выражение соматического, физического, психического, нравственного и социального благополучия. Понятие о количестве и резервах здоровья. Адаптационно-компенсаторные механизмы и их роль в поддержании здоровья. Болезнь не альтернатива, а снижение количества здоровья в результате нарушения механизмов адаптации. Значение донозологического контроля. Резервная мощность и коэффициент резерва – показатели состояния функциональных систем. Нозология.
Тема 2.2 Научные основы лечебной физической культуры.
Определение понятия лечебная физическая культура (ЛФК). Особенности метода лечебной физической культуры. ЛФК – метод естественно-биологического содержания, неспецифической, патогенетической, функциональной, поддерживающей, восстановительной терапии. Общая и специальная тренировка.
ЛФК – научная дисциплина. Биологическая, физиологическая, гигиеническая, педагогическая основы ЛФК.
Значение топографической анатомии.
Тема 2.3 Механизмы лечебного действия физических упражнений.
Физические упражнения в лечебной физической культуре. Механизмы лечебного действия физических упражнений. Общее и специфическое действие физических упражнений. Роль нервной и гуморальной регуляции в механизмах лечебного действия физических упражнений. 4 Механизма действия физических упражнений: Механизм трофического действия; Механизм тонизирующего действия;. Механизм нормализации функций; Механизм формирования компенсаций.
Тема 2.4 Показания и противопоказания для назначения физических упражнений.
Показания, противопоказания (временные и постоянные противопоказания) и факторы риска в лечебной физической культуре.
Тема 2.5 Средства лечебной физической культуры.
Классификация средств ЛФК. Основные и дополнительные средства. Классификация групп физических упражнений: гимнастические, спортивно-прикладные, идеомоторные, игры, упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц.
Гимнастические упражнения. Классификация гимнастических упражнений: по анатомическому признаку, по признаку активности, по признаку использования гимнастических предметов и снарядов, по видовому признаку и характеру выполнения, гимнастика в воде.
Спортивно-прикладные упражнения. Характеристика спортивно-прикладных упражнений: ходьба, бег, метание, лазанье, упражнения в поднимании и переноске тяжестей, дозированные гребля, лыжные прогулки, лечебное плавание, езда на велосипеде.
Игры. Характеристика малоподвижных, подвижных и спортивных игр, применяемых в ЛФК. Идеомоторные упражнения.
Самостоятельная работа обучающихся: повторить конспект лекции . Заполнить таблицу: «Средства ЛФК»
Тема 2.6 Механотерапия. Трудотерапия.
Характеристика дополнительных средств ЛФК (механотерапия, трудотерапия). Механотерапия. Принципиальное устройство механотерапевтической аппаратуры. Аппараты маятникового и блокового типов, тренажеры.
Трудотерапия. Показания к применению трудотерапии.
Самостоятельная работа обучающихся: повторить конспект лекции. Подготовить сообщение на тему «Значение трудотерапии и механотерапии как средств ЛФК»
Тема 2.7 Дозировка физической нагрузки. Двигательные режимы.
Дозировка и критерии величины нагрузки в ЛФК.
Характеристика двигательных режимов. Больничный период: строгий постельный, расширенный постельный, полупостельный, свободный. Санаторно-поликлинический период: щадящий, щадяще - тренирующий, тренирующий.
Самостоятельная работа обучающихся: повторить конспект лекции . Заполнить таблицу «Двигательные режимы в ЛФК»
Тема 2.8 Формы занятий ЛФК.
Формы занятий ЛФК: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, самостоятельные занятия, лечебная ходьба, терренкур, массовые формы оздоровительной физической культуры.
Тема 2.9 Основы методики проведения занятия ЛФК.
Части занятия ЛФК: подготовительная, основная, заключительная. Основные показатели: средний, максимальный и суммарный пульс; плотность занятия (общая и моторная).
Методы врачебно-педагогического контроля влияния физических упражнений на организм больного. Контроль на занятии ЛФК (физиологическая кривая). Оценка эффективности применения ЛФК в комплексном лечении.
Тема 2.10 Периоды применения физических упражнений в ЛФК.
Периоды реабилитации: вводный, основной, заключительный.. Периоды ЛФК: щадящий, функциональный и тренировочный. Характеристика периодов.
Тема 2.11 Основы организации занятий лечебной физической культуры.
Помещения и оборудование для занятий ЛФК. Кабинет, зал, отделение ЛФК. Кабинеты и залы ЛФК в лечебно-образовательных учреждениях. Обязанности врача и инструктора ЛФК.
Тема 2.13 Специальные физические упражнения в ЛФК.
Специальные упражнения. Виды специальных упражнений. Гидрокинезотерапия. Воздействие водной среды на систему дыхания, сердечно-сосудистую систему, опорно-двигательный аппарат, нервную систему. Показания и противопоказания к применению физических упражнений в воде. Медицинский контроль на занятиях.
Корригирующие упражнения. Корригирующая гимнастика. Задачи корригирующей гимнастики. Классификация корригирующих упражнений. Особенности применения симметричных, асимметричных и деторсионных упражнений. Влияние упражнений на организм больного.
Практическая работа 10: Специальные физические упражнения.
Тема 2.14 Техника безопасности при занятиях по ЛФК и массажу
Гигиенические требования инвентарю: одежде, обуви, температурный режим на занятиях по ЛФК и массажу. Освещение. Выполнение рекомендаций о допуске к выполнению физической нагрузки и массажу. Страховка, поддержка при выполнении физических упражнений.
Самостоятельная работа обучающихся: По изученной теме составить инструкцию для специалиста ЛФК «Гигиенические требование к массажируемому», «Гигиенические требования к массажисту».