цель : формировать у учащихся бережное отношение к окружающей природе;
развивать навыки и умения использовать в жизни полученные знания на урока
воспитывать у учащихся ответственность, взаимоуважение ,доброту к окру-
жающим;
оборудование: кабинет оформлен- картины о природе; Красная книга; плакаты
Гринпис; музыка.
ход урока: ( урок проводится как ролевая игра, где учащиеся выступают от имени
учены, а ведущий - учитель )
« Нельзя допустить , чтобы люди направляли на свое
уничтожение те силы природы, которые сумели от
крыть и покорить»
Ф.Ж.- Кюри.
Учитель: Мудрецы прошлого не раз писали о семи чудесах света. Они восторгались их размерами и величием. Но сегодня мы с вами обратим внимание не на рукотворные колоссы, а на чудо из чудес - нашу Землю, которую в апреле 1961 г. окинул взором советский космонавт Ю.А.Гагарин. Именно он впервые заметил то. как она прекрасна. Наша планета и теперь еще продолжает оставаться величайшей тайной и чудом. Она хранит в себе самые таинственные загадки « Сохранить природу- сохранить жизнь»-
тема нашего разговора. Как спасти Землю, сохранить природу- очень
важный и злободневный вопрос. Может быть вводить строгие ограничения на все?
Эколог: Я думаю, что введение строгих ограничений помогло бы взять под контроль этот процесс. Экологические проблемы были всегда. Но раньше их удавалось как- то решать. Например, князь Ярослав Мудрый, заметив, что
в его землях дичи наносится вред, сумел с помощью законов ограничить добычу лебедей, бобров и иных пород промыслового зверя. А Петр 1 своим указом от 1718г. предписывал наказывать тех, кто без разрешения рубил лес, загрязнял улицы .И велел обеспечивать чистоту возле домов и на улицах.
Учитель: Но вот наступил век научно-Технического прогресса. Возможностей у человека стало больше. В бесконечной гонке за комфортом, удобствами, человечество, кажется совсем потеряло голову. Вся планета опутана электрическими проводами, железными дорогами, автотрассами. За последние 25-30 лет транспорт и промышленность съели столько атмосферного кислорода, сколько его не израсходовало человечество за все время своего существования. Зато в атмосферу выбрасывается отрава: сера, азот, цинк, калий и другие ядовитые вещества. Картина удручающая .Приведенные факты тревожат. А какая экологическая обстановка в нашем городе? Слово представителю комитета охраны природы…
Представитель комитета охраны природы: Свое выступление я начну стихотворением В.Глебова « И только ахает Природа»
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве - там и тут.
И в наш залив опять стекают
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку-
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем все это, Человек?
Картина в нашем городе тоже не лучше. Много промышленных предприятий, много транспорта. И все это наносит вред окружающей природе. Самым экологически грязным районом города является Калининский район.
Учитель: Экологическая ситуация в нашем городе тоже не радует. Какое же влияние окружающая среда оказывает на нас? Слово медицинскому работнику.
Медицинский работник: Из-за отравления окружающей среды на волосок от вымирания поставлены 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включены: 115 видов животных,25% птиц и 44% зверей, находящихся на грани исчезновения. За сто лет с лица земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц .В зоне экологического бедствия России проживают до 35 млн.человек. Огромный вред природе наносят техногенные аварии, природные катастрофы, такие, как засуха ,наводнения, землетрясения.
Учитель : А что могут сказать экономисты?
Экономист : Нет. ,я не закричу : «долой цивилизацию»…Чтобы спасти мир, прежде всего за дело надо взяться научным работникам, инженерам и ученым. Необходимо взамен старых технологий создавать и внедрять новые, более чистые, работающие по замкнутому циклу. Если появятся мощные заводы , способные перерабатывать миллионы тонн отходов, и альтернативные источники энергии, то все еще можно поправить.
Учитель: У нас в гостях представители общественной организации Гринпис. Давайте их послушаем.
Представитель Гринпис России: Наша организация в России существует более 10 лет. За эти годы было проведено много различных мероприятий по спасению и защите природы. Это - «Спасем Байкал», «Леса Карелии», « Нет ядерным отходам места» и другие. Участниками этих операций были люди разных профессий и возрастов и каждый хотел принести пользу окружающей природе.
Учитель: Да, такое состояние мало кого может оставить равнодушным. Пока каждый из нас не начнет с самого себя нечего ждать вокруг нас изменений к добру. Если кому-то из нас удастся победить свои дурные привычки и наклонности: лень, неряшливость. грубость. нетерпимость, нежелание потрудиться на общее благо, то всем станет жить свободнее и веселее. Что же конкретно может сделать каждый школьник?
Представители организаций зачитывают свои плакаты:
Нигде и никогда !
Это вредно всем: и нам и природе. Не обижайте птиц и животных!
|
Собирая грибы, лекарственные растения и травы, не берите у природы лишнего и благодарите за ее щедрость
|
Без нужды не топчите не сорите, траву, не ломайте ве ток, не жгите костров !
|
Берегите зеленый наряд своей
улицы и города !
Учитель: Итак, все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам…Мы любим один и тот же мир.
Итак неужели мы не станем заботиться о нем.?
учащиеся читать стихотворение поэта М.Дудина :
Берегите Землю ! Берегите молодые всходы
Берегите На зеленом празднике природы,
Жаворонка в голубом зените, Небо в звездах, океан и сушу
Бабочку на листьях повилики, И в бессмертье верящую душу,-
На тропинке солнечные блики Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю !
Б Е Р Е Г И Т Е …
Домашнее задание. Написать 10 заповедей поведения человека на природе.