Цель урока: -формировать умение учащихся оценивать
исторические события ,выделяя в них главное.
-воспитывать любовь к истории своей страны.
Задача урока - раскрыть значение петровских реформ.
Подготовительная работа- написание учащимися рефератов
по Реформам Петра 1.
Оформление - рефераты учащихся, презентация по теме Реформы Петра.
оформление стенда о Санкт- Петербурге, стихи о Петре !,о Санкт-Петербурге.
слово учителя:
Правление Петра Первого считают своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. В оценке Петровских реформ уже современники первого императора разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В 18 веке М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене «истинно русским» началам жизни, а его реформы назвал«блестящей ошибкой».
Россия 17 века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени в стране уже были заметны значительные
сдвиги в развитии. Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с его реформами .Однако реформы, как они были исполнены Петром, были его личным делом, делом беспримерно насильственным, но необходимым. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа. Следует отметить, что основной движущей силой петровских
Реформ стала активная внешняя политика России в тот период. В качестве главных направлений преобразовательной Политики Петра можно выделить реформу армии и флота, Реформу государственных органов управления, реформу Сословного устройства, экономическую и церковную реформу .А также реформу в области культуры и быта.
( и так – давайте поговорим об этих реформах)-выступление студентов с докладами.
- Военная реформа
- Реформа органов власти и управления
- Реформы в области культуры и быта
- Реформа сословного устройства
- учитель – О развитии промышленности.
- Реформа в экономике и промышленности (сообщение)
- учитель – Все эти реформы были между собой тесно взаимосвязаны. Начиная одну реформу Петр видел, что они требуют изменения и в других областях жизни. Но все эти преобразования шли на общем фоне Северной Войны, которая длилась 21 год .В ходе этой войны были и поражения ,но с появлением регулярной армии и флота. Были и значительные успехи. И таким успехом ,победой в этой войне была Полтавская битва.
- 6. Полтавская битва (сообщение)
Вопрос учителя- Около Петра было много людей, которые его поддерживали. Кого вы можете назвать?
- А.Меньшиков, Лефорт.
- «Друг Лефорт» (сообщение)
- слово учителя- Венцом всех петровских преобразований стало строительство нового города ,который проектировался самим Петром. Город о котором он мечтал, европейский
город.
8. О Санкт-Петербурге- ( сообщение)
-слово учителя- и так мы увидели какие преобразования в России произошли в петровские времена .Мы видим, что коренным образом изменилось место России в мире и ее роль в международных отношениях того времени. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны они осуществлялись крепостническими методами.
- вопрос учителя- А что вы думаете по этому вопросу?
1. – О значении реформ
2. - О Петре Первом( стихотворение)
- учитель
( Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы-все это становилось делом всей страны)
- слово учителя- В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.
Подготовила и провела Пак Надежда Ивановна – преподаватель ЧУОР