Викторина "Знатоки русского языка"
РАЗМИНКА
Команда 1
|
Команда 2
|
1. Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения
|
1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи
|
2. Назовите слово с удвоенной Л
|
2. Назовите слово с удвоенной Р
|
3. Сколько звуков в слове ЁЖИК?
|
3. Сколько звуков в слове ЯД?
|
4. Подлежащее и сказуемое образуют …
|
4. Из главного и зависимого слова состоит …
|
5. жАлюзи или жалюзИ?
|
5. катАлог или каталОг?
|
6. Антоним к слову ВРЕМЕННЫЙ
|
6. Синоним к слову ПЕЧАЛЬНЫЙ
|
7. Фразеологизм со словом ГОЛОВА
|
7. Фразеологизм со словом НОС
|
8. Есть ли удвоенные согласные в слове ИСКУСНЫЙ?
|
8. Есть ли непроизносимый согласный в слове ЧУ...СТВОВАТЬ?
|
9. Что такое пунктуация?
|
9. Что такое аббревиатура?
|
10. Словарь, из которого можно узнать о значении слов?
|
10. Словарь, из которого можно узнать о правописании слов?
|
1 ЭТАП. МОРФЕМИКА
ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНД:
1. Назовите сложное слово:
1 команда
|
2 команда
|
1. Специалист по разведению сада
|
Лес, поваленный бурей
|
2. Локомотив с паровым двигателем
|
Аппарат для помолки кофе
|
3. Канал для выхода дыма из трубы
|
Специалист по разведению пчел
|
4. Русская народная игра-пляска
|
Предприятие по разведению домашней птицы
|
ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАСТНИКА КОМАНДЫ:
1. Разобрать слова по составу:
1 команда: матросский, привычка, снежок, подъезд
2 команда: пустынный, смолистый, придорожный, дружок
2 ЭТАП. МОРФОЛОГИЯ
ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНДЫ
Как вы назовете жителей Новосибирска, Владивостока, Омска, Иркутска, Вологды, Полтавы, Тулы, Пскова?
ЗАДАНИЕ ДЛЯ КАПИТАНА КОМАНДЫ
Ведущий дает каждому из капитанов слово, записанное по вертикали. К каждой букве этого слова нужно подобрать другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь.
Л
|
Ли
|
Частица
|
И
|
Испугать
|
Глагол
|
Т
|
Тридцать
|
Числительное
|
Е
|
Ерунда
|
Существительное
|
Р
|
Рано
|
Наречие
|
А
|
Ах
|
Междометие
|
Т
|
Ты
|
Местоимение
|
У
|
Убегая
|
Деепричастие
|
Р
|
Работавший
|
Причастие
|
А
|
Аккуратный
|
Прилагательное
|
|
Слова
|
Части речи
|
|
Слова
|
Части речи
|
О
|
|
|
П
|
|
|
Р
|
|
|
У
|
|
|
Ф
|
|
|
Н
|
|
|
О
|
|
|
К
|
|
|
Г
|
|
|
Т
|
|
|
Р
|
|
|
У
|
|
|
А
|
|
|
А
|
|
|
Ф
|
|
|
Ц
|
|
|
И
|
|
|
И
|
|
|
Я
|
|
|
Я
|
|
|
3 ЭТАП. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КОМАНД
НА ЛБУ НАПИСАНО
Смысл выражения: недостатки, достойные осуждения и порицания, которые невозможно скрыть.
В старину, перед ссылкой осужденных преступников клеймили. На лбу и щеках особым штемпелем выбивали буквы: «В» - на лбу, «О» и «Р» - на щеках (вор). В клеймо втирали порох, и тогда буквы невозможно было вытравить: они четко выступали на коже. Первоначально преступников клеймили для того, чтобы они не могли бежать из ссылки и скрыться. В одном указе конца XVII века поясняется, что клеймение нужно для того, чтобы ссыльного, пусть даже и бывшего, можно было всегда узнать. Если вдруг он появится в Москве.
В 1863 году закон о клеймении был отменен. Выражение «на лбу написано» стало употребляться в переносном смысле.
АХИЛЛЕСОВА ПЯТА
В переносном смысле – легко уязвимая сторона какого-нибудь человека (или какого-нибудь дела).
Выражение происходит от имени Ахиллеса – героя поэмы древнегреческого поэта Гомера «Илиада». Ахиллес – один из предводителей греков при осаде города Трои. По мифам, когда Ахиллес был младенцем, его мать. Желая сделать сына неуязвимым, выкупала его в водах подземной реки Стикс. Купая Ахиллеса, мать держала его за пятку, которая и осталась единственным уязвимым (незащищенным) местом на теле Ахиллеса. В эту пятку с помощью бога Аполлона сын троянского царя Парис пустил стрелу и убил Ахиллеса.
ЗАГАДКИ СФИНКСА
В переносном значении – очень сложные, мудреный вопросы, задачи, требующие большой сообразительности и остроумия для из разрешения.
Выражение заимствовано из греческой мифологии. Сфинкс – существо с женским лицом и грудью, львиным телом и крыльями птицы – обитал в Фивах и задавал фивянам трудные загадки. Того, кто не мог разгадать его загадки, Сфинкс убивал. Загадал Сфинкс загадку и мудрому царю Фив - Эдипу. Загадка была такая: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Эдип ответил: «Это – человек, который в детстве (утром) ползает на четвереньках, в зрелом возрасте (днем) ходит на двух ногах, а в старости (вечером) пользуется для опоры палкой, как третьей ногой». Посрамленный Сфинкс не выдержал этого и лишил себя жизни, бросившись с утеса в море.
КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ
Переносно – притворные. Лицемерные, фальшивые, неискренние сожаления. О том, кто говорит кому-нибудь неприятное и при этом выражает свои сожаления, сочувствие, говорят: «Он проливает крокодиловы слезы».
В древности крокодил считался таинственным существом. Ему приносили жертвы, о его повадках рассказывали страшные истории. Один из древнегреческих писателей в своем сочинении о животных сообщал, что крокодил необыкновенно хитер и коварен. Автор истории рассказывал, что крокодил набирает в рот воды и обливает ею крутые тропинки, по которым спускаются к реке люди и животные. Делает это он для того, чтобы жертвы его коварства поскользнулись и упали. Тогда крокодил хватает свою жертву и пожирает ее. Рассказывали и другое: пожирая свою жертву, крокодил оплакивает ее; сам ест, а из глаз в это время текут слезы.
4 ЭТАП. СИНТАКСИС
БЛИЦ-ОПРОС ДЛЯ КОМАНД
1. Главный член предложения, обозначающий действие предмета
|
???
|
2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? и обозначает признак предмета или его принадлежность
|
???
|
3. Разговор двух или нескольких лиц.
|
???
|
4. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия
|
???
|
5. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания
|
???
|
6. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения
|
???
|
7. Что ставится между подлежащим и 158 td style=quot;Times New Romanсказуемым, если оба главных члена предложения выражены именем существительным в именительном падеже?
|
???
|
8. Главный член предложения, обозначающий предмет речи
|
???
|
9. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью
|
???
|
10. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически
|
???
|
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД:
Конверт 1.
|
Прочитайте предложение: Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.
О каких членах данного предложения идет речь?
|
|
1. Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие?
|
???
|
2. Обозначает место действия, зависит от сказуемого - глагола, отвечает на вопрос где?; выражено существительным с предлогом.
|
???
|
3. Зависит от сказуемого – глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как?; выражено наречием.
|
???
|
Конверт 2.
|
Составьте предложение
|
|
1. Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в форму именительного падежа, женского рода, единственного числа.
|
???
|
2. Из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее.
|
???
|
3. Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.
|
???
|
???????????????????????????
|
Конверт 3.
|
Составьте предложение
|
|
1. Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями
|
???
|
2. Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе.
|
???
|
3. Добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской.
|
???
|
4. Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер.
|
???
|
5. Из предложения Куда, дорога, ты ведешь? взять существительное, которое является обращением, употребить его в форме множественного числа в качестве дополнения.
|
???
|
?????????????????????????
|
|
Конверт 4.
|
Составьте предложение
|
|
1. Из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение, поставив его в форму именительного падежа множественного числа
|
???
|
2. Из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форму прошедшего времени множественного числа
|
???
|
3. Из предложения Еще в полях белее снег выписать обстоятельство места, поставив существительное в форму предложного падежа единственного числа с предлогов В
|
???
|
4. Из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форму предложного падежа с предлогом НА
|
???
|
5. Из предложения Роняет лес багряный свой убор выписать подлежащее. Выраженное существительным, поставив его в форму родительного падежа единственного числа
|
???
|
??????????????????????????
|
|
nbsp;