Открытый урок по развитию речи
«Памятники России – память России»
Вступление
Наша страна – Россия – чрезвычайно красива и знаменита на весь мир своими архитектурными памятникам. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
Словарная работа
Исправим ошибки
История слов
Храм Василия Блаженного
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель, -
Гласит летописца сказанье, -
В память оной победы
Да выстроить каменный храм.
Василий Блаженный (1468-2.08.1557)
Его родителей звали Иаков и Анна. Согласно старинной московской легенде, Анна родила Василия на паперти храма Владимирской иконы Божией Матери. Мальчик с детства был смышлен, трудолюбив и набожен. Когда Василий подрос, отец отправил его в Москву и отдал на обучение к сапожнику. Однажды к мастеру заехал молодой и красивый воин. Он попросил сделать ему сапоги из лучшей кожи, такие, чтоб носились много лет. Мастер пообещал сделать все за 2 недели, и заказчик дал ему хороший задаток. Василий тяжело вздохнул, а потом грустно улыбнувшись, сказал: «Пропадут деньги его понапрасну». Мастер рассердился и ответил: «Здесь, Васятка, напрасно денег не берут». Василий еще раз вздохнул и, ничего не сказав в ответ, печально поглядел на хозяина. На следующий день они узнали, что заказчик внезапно умер. И еще несколько раз, к немалому удивлению знавших его, отрок оказывался пророком и ясновидящим. Невмоготу стало ему сидеть в комнатушке над кожей, и однажды, поклонившись хозяину, ушел Василий в старой рубахе, босиком ушел на паперть церкви Святой Троицы. Здесь он скоро обрел славу юродивого, т.е. блаженного человека. Юродивых на Руси исстари почитали, считая Божьими людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, не боявшихся говорить правду в глаза, истязавшими себя голодом и холодом.
В лютый мороз и палящим солнцем он ходил обнаженным и босым по московским улицам. Святой подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью принимал побои от торговцев. Однако потом обнаруживалось, что поступил он так по Божиему промыслу, т.к.товар, опрокинутым им, был негодным. И вскоре стало ясно, что Василий – человек Божий. Многие москвичи обращались к нему за советом. Василий был ясновидцем и на торгу бесстрашно обличал нечестных торговцев, подливавших в молоко воду, в муку – мел. Он не боялся ни бояр, ни самого грозного царя Ивана Васильевича, а они, напротив, боялись нищего пророка.
Слава нищего изо дня в день росла, и москвичи глядели на него со страхом и благоговением. Он необычайно возвысился в глазах народа в июне 1547 г., когда Василию было уже 78 лет. 20 июня его увидели горячо молящимся и безудержно плачущим возле церкви Вознесенского монастыря. Необычайно долгой была молитва Василия и чрезвычайно глубоким казалось всем его горе. На следующий день в Вознесенском монастыре вспыхнул пожар и одновременно началась, как сообщал летописец, страшная буря. Это был самый грандиозный из всех пожаров, какие когда-либо случались в городе.
Царь с семьей бежал из Кремля на Воробьевы горы и смотрел, как превращалась в пепел столица. Вскоре после пожара Василий заболел и 2 августа 1551 г. скончался. Сам Иван Грозный нес его гроб и повелел похоронить блаженного у Троицкой церкви.
В 1555 г. над могилой Василия Блаженного начали строить новый храм в честь покорения Казани, названный Покровским собором. Через 6 лет собор был построен, но через 30 лет москвичи стали называть его храмом Василия Блаженного, потому что в 1588 к собору был пристроен придел Василия Блаженного, который и дал новое имя всему собору, ставшее общепризнанным, хотя официально храм и сейчас называется собором Покрова Богоматери.
Словарная работа:
Летопись – собрание каких-либо записей, произведений, в которых нашли отражение отдельные моменты развития, хода чего-либо.
Юродивый, блаженный – добровольный нищий скиталец, принявший образ человека, лишенного здравого ума, но обладающий даром прорицания.
Храм – здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Собор – главная или большая церковь в городе, в монастыре.
Придел – пристройка православного храма со стороны южного или северного фасада.
Имена создателей со временем забылись, и только в конце 19 века были обнаружены старинные рукописи с рассказом о многих подробностях сооружения храма, в том числе и о строителях – Барме и Постнике, талантливых русских зодчих. Легенда гласит, что после окончания строительства Иван Грозный спросил зодчих, смогут ли они построить еще один такой же храм. Те ответили, что смогут. И тогда царь Иван приказал ослепить их, чтобы не могло возникнуть соперника его храму.
Невозможно представить Красную площадь без собора Василия Блаженного. Его затейливые многокрасочные купола и шатры известны всем: и тем, кто бывал в Москве, и тем, кто никогда в ней не был. Однако далеко не всем известно, что стены и башни такого знакомого собора хранят свои тайны и загадки.
Работа с текстом
Триумфальная арка
Это величественная и торжественная арка высотой в 28 м было сооружена по проекту известного русского архитектора Осипа Бове в 1827-1834 г.г. в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Создавая проект Триумфальной арки, Бове мечтал установить ее у Поклонной горы. Откуда Наполеон глядел на раскинувшийся перед ним город. Тогда император еще не знал, что взятие Москвы – это начало полного разгрома его многотысячной армии.
Но «отцы города» решили установить арку не на старой Смоленской дороге, а у тверской заставы, и там она простояла 100 лет, все больше и больше мешая уличному движению.
В 1968 г. прекрасное творение Осипа Бове было восстановлено и перенесено на Кутузовский проспект, на площадь Победы, где была уже построена панорама «Бородинская битва».
На вершине Триумфальной арки – чугунная колесница Славы, в которой гордо стоит богиня Победы – Ника. Фасады арки облицованы белым камнем, на его фоне эффектно выделяются 12-метровые колонны. По периметру карниза находятся 48 гербов российских губерний, население которых воевало с наполеоновской армией. На монументе размещены суровые воина в доспехах, женские фигуры, символизирующие твердость, храбрость, славу.
Пересказ текста «по цепочке» по плану:
1. В каком районе Москвы стоит Триумфальная арка?
2. Кто ее автор?
3. В честь какого события она была сооружена?
4. Где планировал разместить свое сооружение автор и почему?
5. Где первоначально была установлена арка?
6. Что изображено на ее вершине?
7. Чем еще украшен памятник?
Памятник А.С.Пушкину
В 1935 году великий город на Неве торжественно отмечал свое 250-летие. К празднику решили установить в городе памятник А.С.Пушкину. Был объявлен конкурс на лучшую модель памятника. Участие в конкурсе приняли 15, среди которых сам Пушкин потерялся. Но нужен был понятный, истинно народный памятник. Победу в этом конкурсе одержал безызвестный в то время скульптор Михаил Константинович Аникушин. Долго не могли определиться с местом для памятника, но в итоге определили для установки место на площади Искусств перед Русским музеем. Сегодня Санкт-Петербург немыслим без этого памятника.
Художник показал Пушкина увлеченно и страстно читающим свои стихи. Мы видим живой острый взгляд, высокий лоб, ясно очерченную линию губ. Стройность линий, слегка приподнятая голова, особенно жест правой руки, поворот кисти, пальцы – все подчеркивает вдохновение поэта.
Скульптура установлена на постаменте из красного гранита. Памятник стоит в зелени, вокруг него расположены величественные здания пушкинской эпохи: Русский музей. Музей этнографии, Малый оперный театр, филармония.
Памятник И.А.Крылову
Памятник был установлен в1855 г. близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Монумент является одним из первых памятников русским литераторам и первым, установленным в Петербурге.
С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.
Прославленный русский баснописец изображен без прикрас, спокойный, полный достоинства. Его фигура говорит нам, что перед нами человек незаурядный умный и талантливый.
Пьедестал в сравни с трехметровой статуей невелик и с четырех сторон сплошь покрыт бронзовыми фигурами различных животных – героев басен Крылова.
Занятно, обходя памятник и внимательно рассматривая бронзовый зверинец, вспоминать знакомые с детства басни. Вот известные всем «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» и др.
«Звери мои за меня говорят», - заметил однажды Крылов. К этому нужно добавить, что все животные в его баснях наделены характером. У каждого своя судьба. Они не только говорят и действуют по-человечьи, они еще высмеивают человеческие недостатки и пороки общества.
Мамаев Курган
Мамаев Курган — центральная высота России, святое место для всех славян, именно здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественно войны.
Площадь "Стоять насмерть"
Площадь символизирует самые трудные этапы Сталинградской битвы. В её центре расположен бассейн со скульптурой "Стоять насмерть" высотой 16,5 м. Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города. Его фигура высечена из монолита, из огромной глыбы. Мужественное, волевое лицо. Губы тронула презрительная улыбка. В глазах непреклонная решимость. Мускулы напряжены. Это советский человек, вставший на защиту своей родины, своей семьи. Война ворвалась в его дом. Неугасимая ненависть к врагу, жажда победы стали сильнее смерти. Воин-богатырь – это обобщённый образ нашего советского народа. Скульптура находится в центре круглого бассейна, диаметром 35,2 м, заполняемого в летнее время водой. Площадь размером 65-65 м имеет гранитное покрытие, а по краям — травяной покров и деревья.
Зал Воинской славы
С Площади героев через вход в стене путь ведет в Зал воинской славы. Зал воинской славы — цилиндрической формы здание, внутренний диаметр которого 42 м, высота 13,5 м. По всему периметру стены круглого зала свисают 34 символических красных знамени. На этих знаменах — имена воинов, павших в Сталинградской битве (7200 человек). Над знаменами — широкая лента с надписью:
"Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!"
Потолок зала украшен изображениями орденов. В центре зала — 5-метровая скульптура-рука держит факел с огнем Вечной славы.
Площадь Скорби
На площади — скульптура «Скорбь матери». Над погибшим воином, склонилась мать. Трудно передать словами, что чувствует эта женщина,— она потеряла сына. Лицо воина закрыто знаменем — символом последних воинских почестей.
Война принесла советскому народу неизмеримое горе &‐ 20 млн. погибших. Скорбящая мать на Мамаевом кургане — это собирательный образ советских женщин, потерявших своих близких на войне. И в то же время это гневный протест против войн, уносящих миллионы молодых жизней.
Главный монумент «Родина-мать зовет!»
От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча. «Родина-мать» сделана из блоков железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн сделан из стали. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Ночью статуя освещается прожекторами. От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см. Авторы запроектировали, а строители выполнили, строго по заданному количеству, 200 ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести дней и ночей.
Памятники литературным героям
Памятник Бременским музыкантам в немецком Бремене на Ратушной площади.И правильно! Где же ещё находится " Бременским музыкантам "?! (Правда есть ещё дубликаты этого памятника в Риге, Красноярске и Липецке. Но все эти остальные памятники были подарены опять-таки Бременем).
А вот памятник знаменитому "Ёжику в тумане". Он находится на пересечении киевских улиц Золотоворотской, Рейтарской и Георгиевского переулка. Единственное, чему не нашли визуального воплощения авторы памятника, - это туман. Видимо, создатели порешили, что скульптуру завершит природа.
Томск. Памятник волку из легендарного советскиго мультфильма "Жил-был пёс".
Памятник счастью был подарен предпринимателями городу в честь 400-летия Томска. Символом счастья заказчики и авторы скульптуры выбрали фигуру, наиболее полно воплощающую это состояние, - сытого волка на свадьбе.
А чтобы не было никаких сомнений в том, что этот волк - тот самый, он при поглаживании прохожими сытого живота говорит незабываемым голосом Армена Джигарханяна: "Щас спою"
Памятник герою мультфильма «Простоквашино» почтальону Печкину был открыт в 2008 году. Бронзовая композиция высотой почти в два метра установлена напротив здания местной почты.
Почтальон Печкин изображен на велосипеде, а рядом с ним расположились не менее примечательные герои мультфильма Матроскин, Шарик и галчонок.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Триумфальная арка
Это величественная и торжественная арка высотой в 28 м было сооружена по проекту известного русского архитектора Осипа Бове в 1827-1834 г.г. в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Создавая проект Триумфальной арки, Бове мечтал установить ее у Поклонной горы. Откуда Наполеон глядел на раскинувшийся перед ним город. Тогда император еще не знал, что взятие Москвы – это начало полного разгрома его многотысячной армии.
Но «отцы города» решили установить арку не на старой Смоленской дороге, а у тверской заставы, и там она простояла 100 лет, все больше и больше мешая уличному движению.
В 1968 г. прекрасное творение Осипа Бове было восстановлено и перенесено на Кутузовский проспект, на площадь Победы, где была уже построена панорама «Бородинская битва».
На вершине Триумфальной арки – чугунная колесница Славы, в которой гордо стоит богиня Победы – Ника. Фасады арки облицованы белым камнем, на его фоне эффектно выделяются 12-метровые колонны. По периметру карниза находятся 48 гербов российских губерний, население которых воевало с наполеоновской армией. На монументе размещены суровые воина в доспехах, женские фигуры, символизирующие твердость, храбрость, славу.
Пересказ текста «по цепочке» по плану:
1. В каком районе Москвы стоит Триумфальная арка?
2. Кто ее автор?
3. В честь какого события она была сооружена?
4. Где планировал разместить свое сооружение автор и почему?
5. Где первоначально была установлена арка?
6. Что изображено на ее вершине?
7. Чем еще украшен памятник?
План сочинения:
1. По какому поводу был воздвигнут памятник?
2. Где он расположен?
3. Когда он был создан?
4. Кто его автор?
5. Что в нем особенного? Чем он привлекает?
6. Какие впечатления он производит на смотрящего на него? Нравится ли вам этот памятник?