Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Иван Яковлевич Яковлев - просветитель чувашского народа

Цель:

  •  раскрыть и обобщить значение жизни и деятельность И.Я. Яковлева - как выдающегося просветителя.
  • воспитывать у студентов чувство патриотизма

преподаватель:     

             Народная память избирательна. Далеко не все громкие  и знаменитые имена остаются в ней. Но есть люди, чье наследие имеет для потомков не переходящее значение. С полным основанием к ним можно причислить Ивана Яковлевича Яковлева.

           Для народов Поволжья его полувековой труд имеет такое же значение, что и деяние Кирилла и Мефодия для славян.

           Несуетное и объективное осмысление жизни и деятельности личностей такого масштаба необходимо для того, чтобы верно оценить и понять общество, реализовать его надежды и чаяния. Ведь, давая оценку выдающимся представителям рода человеческого, мы критически сверяем свои действия и поступки.

           Это особенно важно сейчас, в сложные годы принципиального переустройства общества, которое трудно, но

возвращается к истинным нравственным ориентирам и ценностям, социальным и экономическим приоритетам.

            выступление студентов:

1.Творческая деятельность Ивана Яковлевича Яковлева многогранна.

Он был просветителем, инспектором школ, основателем чувашской письменности, составителем первых букварей и учебников для чувашских учащихся, землемером, общественным деятелем, основателем и руководителем новых школ и церквей в селах Поволжья и Урала, защитником народа. Действительным статским советником.

         Иван Яковлевич рано почувствовал, что ему предначертана судьба, для исполнения которой требуются знания.

2.Молодые годы И.Я.Яковлева.   

   Иван Яковлевич Яковлев родился 13(25) апреля 1848 года в селе Кошки- Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии. Он рано осиротел и воспитывался в семье Пахомовых. 

Сначала он учился в школе, затем его отправили в Симбирское землемерное училище. Огромное желание продолжить учебу помогло ему преодолеть все препятствия и поступить в симбирскую гимназию, которую он окончил с медалью. В 1870 г.Яковлев поступил в Казанский Государственный университет.

По окончании историко-филологического факультета университета в 1875 году он был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. С этого времени все силы и знания он отдает воспитанию и образованию учащихся Симбирской чувашской учительской школы, а также просвещению родного народа.

       Еще в Казанском университете произошла встреча Ивана Яковлева с человеком, которого он всю свою жизнь будет считать учителем и наставником. Речь идет о профессоре Николае Ивановиче Ильминским, который возглавлял крещенотатарскую школу, Казанскую учительскую семинарию, переводческую комиссию Православного миссионерского общества. Ильминский с первой же встречи доказывал Яковлеву, что надо стремиться к просвещению своего народа и отдельных личностей.

3.  Создание чувашского алфавита и первых учебных  книг.

        Иван Яковлевич Яковлев совершил то, что по праву считается его величайшей заслугой перед чувашским народом: им был создан чувашский алфавит. По совету Ильминского, основой для этого стала кириллица. Яковлеву в это время исполнилось всего 24 года.

В том же году он издает « Букварь для чуваш» и перевод книг с татарского языка «Начальное учение православной христианской веры»,которые по сути положили начало зарождению чувашского литературного языка.

4. Становление и развитие чувашской национальной школы.

      Иваном Яковлевичем Яковлевы были открыты сотни школ в разных губерниях Российской империи . А Симбирская учительская школа стала первым профессиональным учебным заведением в истории чувашского народа. К 1917 году из ее стен вышло более 1000 народных учителей. Педагог непосредственно руководил школой с 1903 по 1919 год, перестав на это время исполнять обязанности инспектора чувашских школ. Выпускники Симбирской школы сыграли огромную роль в просвещении нерусских народов России. Они трудились в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Алтае, в Средней Азии и Казахстане. Среди выпускников Яковлев особо выделял художника Алексея Кокеля, поэта Константина Иванова, математика Павла Миронова.

  5. Иван Яковлевич Яковлев и  Илья Николаевич Ульянов.

    Иван Яковлевич Яковлев в Симбирске работал под непосредственным руководством и влиянием Ильи Николаевича Ульянова, который сыграл большую роль в распространении грамотности среди чувашского населения. Совместная деятельность Яковлева и Ульянова по развитию народного просвещения сблизила их настолько, что они стали верными друзьями.  Они находили общие решения в вопросах школьного обучения, методах преподавания, использования разных учебников и учебных пособий в чувашских начальных школах. Яковлев являлся преданным помощником Ульянову в деле просвещения чуваш. Илья Николаевич Ульянов был руководителем народного образования в Симбирской губернии, но через Ивана Яковлева он распространял идеи педагогики за ее пределами. К первым школам, которые они совместно открыли в чувашских селениях, относятся: Ходарская школа, Пандиковская школа, Больше-Арабузинская,  Чуваш - Тимяшская, Раскильдинская школа, Акулевская школа.

В чувашских школах обучались на букварю Яковлева на родном языке. А  Ульянов еще рекомендовал учебник «Родное слово»

К.Д.Ушинского. Они следили за доставкой необходимых учебных книг , о снабжении школьных библиотек. Они выступали за наглядное обучение, поощряли учителей, которые упражняли учеников в решении задач и примеров данными, взятыми из окружающей среды. В Ходарах чувашских детей обучали еще и гончарному делу. В Тарханской школе - токарно-столярному делу, в Тойсинской школе - рукоделию, в Алатырской школе-бухгалтерии.

  6. Иван Яковлевич Яковлев - о языке.

    «Два языка - два ума, три языка - три ума. Давайте будем умными - призывал Иван Яковлевич Яковлев. Сам он, помимо чувашского, русского и татарского языков, прекрасно знал древнегреческий, латынь, немецкий, французский, активно интересовался мадъярским (венгерским), занимался древнееврейским. Каждый язык уникален, как уникален народ, его создавший. Сегодня слова Яковлева звучат особенно уникально. И.Я.Яковлев уже в те далекие времена готовил народ к самой цивилизованной и культурной конкурентной борьбе. Ему было понятно, что неграмотный народ, каким бы он трудолюбивым ни был, рано или поздно ассимилируется другим, более культурным…

 

7. «Духовное завещание чувашскому народу» Ивана Яковлевича Яковлева.

 

       преподаватель:

       Подводя итоги своей полувековой деятельности по просвещению чувашского народа, Яковлев не переставал напряженно думать о судьбе, будущем чувашского народа, его языке и культуре. Обращаясь к соплеменникам, просветитель как бы в общем виде сформулировал основные принципы чувашской национальной идеи, выводит надежду на возможность самореализации. Подлинный интернационалист, Яковлев особо подчеркивает, как важно для чуваш жить в дружбе и согласии с русским народом. Эта дружба выдержала исторические испытания, она должна и в дальнейшем укрепляться и способствовать строительству обновленной национальной культуры и экономики.

« Верьте в Россию, любите ее, и она  будет вам матерью» - писал Иван Яковлевич Яковлев.                                                              

         Яковлев также просит в своем завещании, чтобы получившие образование сыны и дочери чувашского народа не забывали о своих сородичах.

« Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит прежде всего на вас, на людях, которые вышли из их же среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищами научного знания, насаждайте среди них понятие гражданственности, учите законно и праву…»

Яковлев прекрасно знал этнопедагогические традиции родного народа: трудолюбие, верность в любви и дружбе, заботу о ближних, честность, стремление к справедливости, скромность.

«Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечистыми средствами,- успехи непрочные и временные»-говорил Яковлев.

    « Духовное завещание « стало как бы завершением Симбирского периода жизни учителя народа. Через год, попрощавшись со своим детищем, а также с давними друзьями и знакомыми Яковлев уезжает в Петроград, а в 1923 г. в Москву. Умер И.Я.Яковлев 23 октября 1830 года в Москве и похоронен на Ваганьковском кладбище.

     Историческое значение просветительской деятельности Яковлева трудно переоценить. бесспорным фундаментом яковлевской просветительской системы были духовно-нравственные сокровища народа, постоянно обогащаемые нравственным и художественным опытом русских и других соседних народов, освещаемые общечеловеческими идеалами гуманности и демократизма. Они составляют одновременно фундамент и стержень системы народного образования. Отсюда ведущим принципом его педагогической теории стала идея народности и гуманности обучения и воспитания.   На рубеже 19 и 20 веков авторитет просветителя в широких слоях чувашского народа был поистине всеобъемлющим и общепризнанным. Его имя стало символом бескорыстного и подвижнического служения возрождающейся национальной культуре. Учитель народа стал властителем его дум и чаяний.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика